Информация для родителей. Переход на обновленный ФГОС НОО

Уважаемые родители!

Министерством просвещения Российской Федерации утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.

Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

С 1 сентября 2022 года в ГБОУ школе  № 638 Пушкинского района Санкт-Петербурга начнет действовать обновленный ФГОС НОО и ООО для обучающихся, которые будут приняты на обучение в первые  и пятые классы в 2022 году.

Обновленный ФГОС НОО: ключевые изменения и новые возможности

  1. Вариативность

Обновленный ФГОС закрепляет требования вариативности содержания основной образовательной программы начального общего образования.

  1. Планируемые результаты

В обновленном ФГОС НОО подробнее описаны результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования – личностные, метапредметные, предметные.

  1. Предметные результаты

Обновленные ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Конкретизированы предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики».

  1. Метапредметные и личностные результаты

Обновленные ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам, сформированным по группам.

Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:

  • гражданско-патриотическое;
  • духовно-нравственное;
  • эстетическое;
  • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
  • трудовое;
  • экологическое;
  • ценность научного познания.

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
  • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
  1. Содержательный раздел основной образовательной программы начального общего образования

Изменились требования и к структуре содержательного раздела основной образовательной программы начального общего образования. На уровне НОО исключена программа коррекционной работы, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Содержательный раздел НОО дополнен рабочими программами учебных модулей.

Согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО должен содержать:

  • рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
  • программу формирования УУД;
  • рабочую программу воспитания.
  1. Рабочие программы 

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.

  1. Рабочая программа воспитания

Внесены изменения в структуру рабочей программы воспитания. Обновленный ФГОС НОО конкретизирует содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел основной образовательной программы начального общего образования. Календарный план должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.

  1. Предметная область ОРКСЭ

В предметную область «ОРКСЭ» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль.

  1. Объем урочной и внеурочной деятельности

Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3190 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной организации.

  1. Особенности обучения детей с ОВЗ

ФГОС НОО не применяется для обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями.

  1. Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий

Обновленный ФГОС НОО фиксирует право школы применять различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

  1. Информационно-образовательная среда

Доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя (законного представителя) в течение всего периода обучения.

  1. Обеспечение учебниками

Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию.

Loading